6 марта в Замоскворецком суде города Москвы прошло судебное заседание по продлению меры пресечения Жене Беркович и Светлане Петрийчук. В полночь судья Ирина Зорина огласила решение о том, что Беркович и Петрийчук останутся под стражей до апреля.
Для судьи Ирины Зориной слушания по делу Беркович и Петрийчук (соответственно) стали 18-м и 19-м за день, причём начало заседания по делу Светланы Петрийчук было назначено на время закрытия суда — 18:00. В связи с этим из здания вывели всех, кроме адвокатов и близких Беркович и Петрийчук. Сами они провели в душном помещении суда 8 часов.
В итоге заседание началось в 21:50. Следствие ходатайствовало о продлении срока содержания под стражей на один месяц, то есть до 4 апреля. Оно также просило приобщить к делу постановление о привлечении Беркович и Петрийчук в качестве обвиняемых в окончательной редакции, их допросы после этого, уведомления об окончании следствия, и графики ознакомления с материалами дела.
Далее выступала адвокат Беркович Ксения Карпинская, она обратила внимание, что предыдущее продление меры пресечения было нужно для выполнения требований 217 УПК РФ, которые следователь так и не выполнил. За всё это время он пришёл к Беркович лишь один раз и предоставил для ознакомления неполный 1-й том, хотя за прошедшие 6 недель защита могла ознакомится со всеми 6 томами. Карпинская вновь обратила внимание на несостоятельность деструктологической экспертизы и её противоречию законам. Кроме того, она отметила, что в ходатайстве следствия о продлении срока пресечения и постановлении о привлечении в качестве обвиняемой указано разное место и время совершения преступления.
Следователь сообщил, что в совокупности с обвинением (для которого предусмотрено лишение свободы до 3 лет) у него есть основания полагать, что Беркович скроется от следствия и суда, может оказать воздействие на свидетелей, принять меры к уничтожению доказательств и прочее. Смысл продления меры пресечения на месяц, таким образом, заключается в ознакомлении Беркович с материалами дела. «Необходимость избранной меры пресечения не отпала и в том числе служит в целях рассмотрения уголовного дела в суде и последующего исполнения приговора», — заявил следователь.
Защита вновь подчеркнула, что у Беркович на иждивении находятся две дочери, одна из которых несовершеннолетняя, а другая с инвалидностью, и им обеим необходимо присутствие матери. Обстоятельства, которые послужили причиной для избрания меры пресечения, в настоящее врремя отпали, все доказательства собраны, следствие завершено, а ознакомиться с его результатами возможно и под домашним арестом или вовсе без меры пресечения, поскольку по закону к предъявленной обвинительной статье предусмотрено альтернативное наказание в виде штрафа.
Сама Женя Беркович в суде во время своей речи сказала: «8 часов с температурой мы провели в душном помещении. Ну ничего, мы люди крепкие. Я сейчас всё объясню, я 10 месяцев уже сижу. Если б я предположила, что вы, ваша честь, считаете это делом особой сложности, — вот это было бы оскорблением суда. Видимо, есть какие-то другие причины, чтоб мы продолжали мучиться, чтобы по-настоящему страдали люди, которые ни в чём не виноваты: дети больные, старухи больные. У ребёнка началась астма. Одной бабушки уже нет. Все это знают, все это понимают. Пока это ни на что не влияет. Может, кому-то это доставляет удовольствие, что мы мучимся. После сегодняшнего нахождения 8 часов в конвойке я бы призналась, что я шпион Альфа Центавры, но не в оправдании терроризма. Ты пытаешься хоть что-то объяснить, что-то доказать, чтоб оказаться дома. Было бы здорово, если бы кто-то, кто сегодня меня слушает, пожертвовал деньги в приют для животных. И будет хотя бы такой положительный результат. Спасибо».
Адвокат Светланы Петрийчук Сергей Груздев во время своей речи произнёс: «11 месяцев девушки сидят в тюрьме. Было бы здорово сейчас посмотреть спектакль. Он о том, как мужчины обманным путём принуждают женщин к террористической деятельности.
Потратить 11 месяцев, чтобы понять, что спектаклем можно оправдывать терроризм, это немыслимо. По заказу ВГТРК по этому сценарию шёл сериал, я посмотрел даже три серии. Никто не мог подумать, что за это можно получить какое-то наказание. Ну штраф. Но 11 месяцев!.. Это неправильно, ваша честь. Нельзя так поступать с законом. Ну хотя бы за месяц бы расследовали… Но не 11 месяцев!». Он также напомнил, что у Петрийчук даже нет загранпаспорта, а свидетели говорят об отсутствии оправдания терроризма в пьесе Петрийчук и спектакле Беркович.
Решения судьи ждали больше часа. Она появилась в 00:00 7 марта. Содержание Беркович и Петрийчук в СИЗО продлили до 10 апреля.
Напомним, 4 мая 2023 года Беркович и Петрийчук были задержаны. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». 5 мая прошло заседание суда по избранию меры пресечения для Беркович и Петрийчук — обе были отправлены под арест на 2 месяца до 4 июля. 12 мая Беркович и Петрийчук обжаловали свой арест. 30 мая в Мосгорсуде прошло заседание суда, рассмотревшего апелляцию . Мера пресечения не была изменена. 30 июня прошло очередное заседание, где заключение в СИЗО было продлено до 10 сентября. То же решение было принято и на заседании 6 сентября — арест был продлён до 4 ноября. 2 ноября прошло заседание в Замоскворецком суде — Беркович и Петрийчук оставили в СИЗО до 10 января.
Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.
Источник: oteatre.info