«Страх перед пожирающей жизнь пустотой» и другие вдохновляющие мотивы
Как снять, написать, просто придумать хоррор? Что должно вдохновлять его авторов, в какую сторону им лучше всего двигаться?.. Разумеется, на эту тему высказывались очень многие, как практики, так и теоретики, от классиков, чьи имена золотом вписаны в кинолетопись, до новичков, только-только пробующих свои силы. Понимая, что тема эта необыкновенно велика и советчиков по ней – неисчислимая тьма, мы намерено сузили наши рамки до фильмов последнего года и узнали, что вдохновляло именно их создателей, режиссёров и сценаристов. В их числе – один из признанных гениев жанра Ари Астер, создатели кассового хоррор-хита «Два, три, демон, приди!», а также автор первого российского докухоррора.
Как рождаются хорроры: где ищут вдохновение Ари Астер и ещё 10 авторов
© Кадр из фильма «Дитя тьмы»
Фантазируйте о страшном днём
Скотт Уокер, режиссёр и автор сценария хоррора «Нечто. Монстр из глубин»:
«Во время пандемии мы с семьёй застряли в Новой Зеландии, и один мой хороший друг разрешил нам пожить в его стареньком пляжном домике, расположенном в очень живописном, уединённом месте. Когда у нас заканчивалась вода, мне приходилось спускаться в старый резервуар, находящийся прямо под нашим жилищем. Каждый раз, отправляясь вниз, в темноту, я думал: а что, если здесь живут существа, которые выйдут ночью и сожрут меня и мою семью? Нас, конечно, никто не съел, но мне приснились несколько по-настоящему жутких ночных кошмаров. Именно они и вдохновили меня на то, чтобы сделать экшен-хоррор в стиле прекрасного и пугающего “Тихого места”».
Кадр из фильма «Нечто. Монстр из глубин»
Находите угрозу в обыденном
Дарах МакГарригл, сценарист хоррора «Клаустрофобы: Инсомния»:
«Идея фильма возникла из моего желания написать сценарий напряжённого ансамблевого хоррора, вдохновлённого такими фильмами, как “Нечто”, “Плата за страх” и “Южное гостеприимство”, где молодые люди оказались заперты вместе, столкнувшись с непримиримой внешней угрозой, но также имея дело со своей собственной паранойей и недоверием друг к другу. Я всегда до ужаса любил, когда угроза исходит от обыденности, если можно взять что-то обычное и сделать это смертельным; это страшнее любого монстра или убийцы».
Кадр из фильма «Клаустрофобы: Инсомния»
Разбудите тот страх, что прячется в подсознании
Йонас Паюнен и Макс Сек, режиссёры и сценаристы хоррора «Не стучи»:
«Мы считаем, что настоящий страх зарождается глубоко в подсознании. Нашей целью было создать настроение, позволяющее разбудить эти страхи, скрывающиеся в уголках нашего разума, не забывая при этом про историю, которая должна удивлять зрителей и удерживать их внимание с первой сцены до последней. Прелесть фильма в том, что в нём среда, с которой мы так хорошо знакомы, становится угрожающей».
Кадр из фильма «Не стучи»
Говорите о том, что важно для вас
Дэнни и Майкл Филиппу, режиссёры хоррора «Два, три, демон, приди!»:
«Нас всегда интересовал процесс превращения ребёнка во взрослого человека, каким образом его поступки становятся более жестокими и ощутимыми для окружающих. {…} Ужас реального мира в фильме – это последствия безрассудного поведения; а сверхъестественный ужас – это последствия того, что подавленные чувства вырываются на свободу.
“Два, три, демон, приди!” – это фильм о том, как справиться со своими чувствами в подростковом возрасте; о решениях, которые порой сводят с ума. Мы сами ещё помним, каково это быть подростками, и наши воспоминания и переживания ещё свежи. Поэтому мы решили, что наш первый фильм должен быть именно об этом. Только рассказав о важном для нас, мы могли сделать это кино ярким и живым».
Кадр из фильма «Два, три, демон, приди!»
Изучайте фольклор
Кейт Долан, режиссёр и автор сценария хоррора «Проклятие. Ночь страха»:
«Я хотела создать пугающий фильм, в котором был бы показан подлинный опыт взросления, и в то же время затронуть мрачную фольклорную историю Ирландии, родины Хэллоуина. В прошлом людей, в которых поселился злой дух, сжигали заживо. Считалось, что пламя изгоняет духа-двойника, занявшего их место. Эти истории, которые я слышала в детстве, навсегда остались в моей памяти».
Кадр из фильма «Проклятие. Ночь страха»
Задавайте вопросы о прошлом своей семьи
Мишель Гарса Сервера, режиссёр и соавтор сценария хоррора «Дитя тьмы»:
«Всё моё детство мою бабушку считали ведьмой, потому что она была женщиной, которая в своё время оставила свой семейный очаг. Однажды я задалась вопросом, кем она была и какова её история? Так и появилась идея фильма “Дитя тьмы”. Он вырос из желания показать историю из прошлого без осуждения и оценок, которые часто заставляют женщин молчать о своей боязни материнства. Я ещё раз убедилась в том, что истории, которые мы рассказываем миру, способны менять взгляды людей.
Разнообразные социокультурные слои, показанные в фильме, вдохновлены моим собственным опытом взросления в Мехико. “Дитя тьмы” – это фильм, который показывает мой родной город как место, полное контрастов и противоречий. Так же показан и сложный конфликт, через который проходит главная героиня на протяжении всего фильма. {…} Зачастую то, что кажется идеалом счастья, такого знакомого, светлого и гармоничного для некоторых людей может обернуться ужасом. А то, что кажется мрачным и противоречивым, наоборот может означать свободу».
Кадр из фильма «Дитя тьмы»
Поставьте себя на место героя
Ари Астер, режиссёр и автор сценария хоррора «Все страхи Бо»:
«Это не столько исследование жизни человека, сколько его опыта. Мы помещаем зрителя в голову главного героя, в его чувства, надеюсь, почти на клеточном уровне. Мы даём почувствовать себя в его шкуре, пройти сквозь него. Это не столько путь по его стопам, сколько переживание его воспоминаний, его фантазий, его страхов. {…} В этом фильме намного больше меня, чем в любой другой снятой мною картине. “Все страхи Бо” наполнены моим юмором и характером».
Кадр из фильма «Все страхи Бо»
Старайтесь избегать клише
Мар Таргарона, режиссёр хоррора «Другие: Проклятие кукушки»:
«Наша история должна происходить в приятном пространстве, бросая вызов условностям жанра и по-новому интерпретируя повседневную жизнь под зловещим углом. {…} Мы старались избегать клише, типичных для ужасов и триллеров, отдавая предпочтение более эстетичному и отстранённому подходу без резких кадров, внезапных всплесков музыки, звука и монтажа. Фильм создаёт напряжение, которое будет постепенно нарастать, пока не наступит наполненный адреналином финал. Эта история стремится внушить зрителю экзистенциальный страх. Знаем ли мы наверняка, каков наш партнёр? Если бы наш партнёр стал другим человеком, заметили бы мы? Являемся ли мы теми, кем себя считаем?»
Кадр из фильма «Другие: Проклятие кукушки»
Вдохновляйтесь искусством
Карим Уэлаж, режиссёр и автор сценария хоррора «Мегаломаньяк. Реинкарнация»:
«Я хотел снять такую картину, которая бы действовала в первую очередь на эмоциональном уровне, пробирала изнутри, а рациональный анализ ушёл бы на второй план. Зритель должен прочувствовать её буквально физически – сенсорно, эмоционально, интеллектуально. Даже если ему будет неуютно и тяжело. {…}
Если бы я снимал фильм в более реалистичной манере, его было бы слишком
мучительно смотреть. Поэтому я специально использовал фантасмагорические элементы. Я всегда помню о том, что киноязык отличен от нашей реальности. {…} Я хочу показывать человеческое безобразие так, как это делали раньше художники – обрамив его в красивую раму. Моим вдохновением были Делакруа, Веласкес, фламандские художники, картина Фюсли “Ночной кошмар”, конечно же, Фрэнсис Бэкон с его тревожными полотнами. Снимать кино – это всё равно, что составлять композицию на холсте. Так я могу рассказать историю языком искусства».
Кадр из фильма «Мегаломаньяк. Реинкарнация»
Вспомните свои детские страхи
Гийом Никлу, режиссёр и автор сценария хоррора «Мгла»:
«Ещё в детстве я познал страх, который могут вызывать некоторые фильмы… Я был в таком ужасе, что не мог уснуть. Наверное, поэтому “Мглу” можно назвать одним из самых личных фильмов для меня. Он имеет дело с тем детским страхом, который преследовал меня. Страхом перед пожирающей жизнь пустотой».
Кадр из фильма «Мгла»
Источник: filmpro.ru