5 марта в вологодском театре кукол «Теремок» пройдёт премьерный показ спектакля Анны Коонен «Наводнение» (18+) по одноимённому рассказу Евгения Замятина.
«Наводнение» Коонен — результат работы «Лаборатории молодой режиссуры», проходившей в «Теремке» в конце 2022 года. На мини-лаборатории были показаны всего два эскиза, и оба в итоге стали полноценными спектаклями: весной 2023 года в репертуар театра вошла иммерсивная «игра в лото» — постановка артиста питерского Karlsson Haus’а Филиппа Бородина «Мама мыла раму» по одноимённому сочинению Льва Рубинштейна (автор успел побывать на премьере лично).
Короткая проза Замятина — сложный для постановки материал, не слишком часто появляющийся в афишах театров, особенно театров кукол. Однако «Наводнение» стало в последние годы основой двух заметных драматических постановок — Алексея Песегова («Колыбельная для Софьи») и Сергея Левицкого, создавшего собственное сочинение по мотивам рассказа Замятина.
На фото — сцена из спектакля «Наводнение» © соцсети Анны Коонен
В соответствии с названием и одним из ключевых образов «Наводнения» ученица Бориса Константинова Анна Коонен вместе с постоянным соавтором и однокурсницей, художницей Александрой Громовой придумали для спектакля «водный» мир. Любопытно, что почти одновременно с «Лабораторией молодой режиссуры» Коонен выпустила одну из своих самых заметных работ — «Человека в футляре» в Московском областном государственном театре кукол, — и там вода также играла важную роль. Однако в вологодской премьере всё действие в буквальном смысле происходит в воде — на сцене размещён специальный резервуар. «Женскую» по сути историю «постановщики принципиально делают без участия актёров-мужчин, — говорится в описании спектакля. — Воображение главной героини детально дорисовывает всех остальных персонажей. Мужа, например, она видит в образе его сапог, тяжёлых шагов…». Играют в камерном «Наводнении» три артистки — Анна Насонова, Ирина Кармашова и Дарина Осетрова.
Вторым важным элементом сценографии «Наводнения» стали деревянные конструкции, создающие образ затопленного Васильевского острова. В описании постановки говорится, что это «мир обречённости и отчаяния»: «Пространство из грубо сколоченных досок кажется то замкнутым, то открытым, доступным для всеобщего обозрения». Александра Громова для постановки изучала архивные материалы и фотографии петербургских наводнений. «Васильевский остров — это промышленные места, и мы выбрали для него деревянную фактуру, — приводит слова художницы портал „Культура в Вологодской области“. — От постоянных наводнений, затоплений дерево чернеет, становится ветхим — таким у нас его видит зритель. Я познакомилась с одной старушкой, коренной петербурженкой, она как раз застала эти наводнения и рассказала, что вода пробивалась через всё. И это очень созвучно нашему спектаклю, потому что если слово „вода“ заменить на „жизнь“, то получается такой смысл: жизнь везде найдёт себе дорогу».
Эскиз к спектаклю «Наводнение» © Александра Громова
«Мы немного достроили саму сцену вперёд, — цитирует тот же портал Анну Коонен. — Художник сделала непромокаемый половик и бассейн, под которым тёплый пол, подогревающий воду, потому что актрисы играют в воде. Всю эту конструкцию разрабатывали технологи театра, а мы с художницей продумывали её оформление — отрисовывалась буквально каждая досочка. В сценографии всё продумано до мелочей, с тонкой детализацией: домик, окошечки, фонари, луна… И камерное пространство как раз позволяет всё это рассмотреть».
Отметим, что Замятин в 1929 году писал свой рассказ под впечатлением от недавнего наводнения, случившегося в 1924 году и ставшего вторым по масштабу после знаменитого петербургского наводнения, которое произошло ровно за сто лет до этого и было отражено, в частности, в пушкинском «Медном всаднике». Любопытно, что премьера в вологодском театре выходит спустя ещё сто лет.
Помимо Анны Коонен и Александры Громовой, над премьерой работает музыкальный руководитель Артём Тульчинский, соавтор многих спектаклей режиссёра.
Источник: oteatre.info