Он одним из первых стал убеждать российских коллег переходить на цифру
С запозданием стало известно о смерти оператора Михаила Суслова: он скончался 5 марта, трёх недель не дожив до 85-летия.
Умер оператор «Ликвидации» Михаил Суслов
Главный вклад Миши Суслова (так он предпочитал именоваться в титрах) в российский кинематограф – работы, сделанные им в последнюю четверть века вместе с режиссёром Сергеем Урсуляком: фильмы «Сочинение ко Дню Победы» и «Долгое прощание», сериалы «Неудача Пуаро», «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», телекартина «Одесский пароход».
За работу над масштабнейшими проектами «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон» Суслов был удостоен приза Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино, «Ликвидация» принесла ему ТЭФИ, «Долгое прощание» – приз гатчинского фестиваля «Литература и кино».
Фрагмент из фильма «Долгое прощание»:Другое многолетнее сотрудничество Михаила Суслова – с режиссёром Джоном Д. Хэнкоком: в США (где оператор жил с середины 1970-х) они сняли шесть фильмов – «Скакун», «Застой: Бесчинство» и др., последний из которых, «Девушки лета», вышел в 2020 году. Самая известная, пожалуй, из его зарубежных работ – «Восход «Черной луны»» (реж. Харли Коклисс) с Томми Ли Джонсом и Линдой Хэмилтон.
В числе других картин Суслова: «Чайка» и «Шестое июля» (реж. Юлий Карасик), «Человек на своём месте» (реж. Алексей Сахаров), «Смерть Таирова» (реж. Борис Бланк), «Другая женщина, другой мужчина» (реж. Константин Худяков). Несмотря на то, что официально на картине Ларисы Шепитько «Крылья» Суслов значился лишь ассистентом оператора, в интервью он уверял, что на самом деле был оператором главным – в связи с болезнью утверждённого ранее и попавшего в титры коллеги.
Двадцать лет назад, благодаря своему голливудскому опыту, Михаил Суслов стал одним из первых в России проповедников перехода с плёнки на цифру: «Здесь ты сам «рисуешь» во время съёмочного процесса свою картинку такой, какой ты хочешь её увидеть на экране. Ты выбираешь световую и цветовую гамму, полностью не только контролируешь свет, но сразу видишь результаты своего сотрудничества с осветителями. Качество изображения, которое оператор видит на мониторе, полностью соответствует конечному изображению фильма», – с восторгом рассказывал он в интервью, отмечая в частности, что ему пришлось долго уговаривать Урсуляка на работу с цифровой камерой.
Фрагменты из сериала «Ликвидация»:
Источник: filmpro.ru